Вторник, 19.03.2024, 05:22
Ships On Desk.info
     Постройка моделей парусных кораблей из дерева, Чертежи, История
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Юнга · RSS
Меню сайта
Корабли
Чертежи
Закладки





 - Л -

- Л -

 
 

Лавировка
Продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд переменными галсами.
 
Лаг (лаглинь) 
Прибор для измерения скорости хода судна. Главная его часть - деревянная треугольная дощечка, нижний рай у которой полукруглый. Называется она "сектор". В полукруглой части сектора - грузик. К углам привязываются три шнурка, которые соединяются и образуют уздечку. Похоже на уздечку воздушного змея. Дальше тянется тонкий лаглинь. Он наматывается на вьюшку - катушку с ручкой. Длина у лаглиня большая. Он разделен узелками на равные куски около 15,4 метров (разделите 1852 метра, то есть милю, на 120). Сколько узелков за полминуты проскочило, столько миль проходит судно за час.
 
Лагун
Металлический бак с краном для хранения питьевой воды.
 
Ладья
Морское и речное парусно-весельное судно славян VI-XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины.
 
Лайба
Грузовое парусно-гребное судно прибрежного плавания, распространенное на восточном побережье Балтийского моря и Ладожском озере у шведов, финнов, карелов (лайба) и латышей (лайва). Длина 15--20 м, иногда до 35 м, грузоподъемность до 100 т. Имели от 1 до 3 мачт и до 16 пар весел. Парусное вооружение гафельное, на бушприте ставился кливер. Доски обшивки крепились к набору деревянными нагелями, к штевням — гвоздями. Большие Л. имели палубу, малые были открытыми.
 
Лангбот
Корабельная шлюпка большой вместимости, применявшаяся в XVIII в. на русском флоте для связи с берегом и десантных операций. Обычно вооружалась малокалиберной пушкой.
 
Лансон
Одно- двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки войск.
 
Лантша
(малайск. lanchang) Небольшое парусное (2—3 мачты) судно, применявшееся в XIX— начале XX в. в районе Малайского архипелага. Мачты Л. имели наклон к носу; фок-мачта и грот-мачта несли люгерные паруса, бизань-мачта — гафельный. На носу был расположен бушприт с 1—2 кливерами.
 
Лапки
Разветвление конца какой-либо снасти, которым охватывается рангоутное дерево. Для образования Л. в снасть вплетают свободный конец такой же толщины. На концах Л. делаются очки, через которые они связыва-тся найтовом.
 
Ласт
Старая мера зерновой грузовместимости судов, применявшаяся до конца XIX в. Один Л. соответствовал 120 пудам (около 2 т) зернового хлеба.
 
Лата
Тонкая, плоская гибкая рейка из дерева, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля.
 
Латинское вооружение
Треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.
 
Лебедка
Палубный механизм для перемещения груза, в том числе и самого судна, посредством движущегося каната (цепи). Состоит из барабана или звездочки, передаточных механизмов, привода и тормоза. Л. бы-вают стационарные и передвижные, с ручным и ма-шинным приводом от двигателей — электрическим, внутреннего сгорания, реже — гидравлическим, пневматическим. Передаточными механизмами служат зубчатые, червячные (обычно в редукторах), фрикционные передачи и тому подобное. Различают грузовые, шлюпочные, буксирные, швартовые, якор-ные, траловые и другие Л.
 
Левентик
Положение судна носом против ветра, когда паруса перестают работать.
 
Легость
Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.
 
Леджес
Полубимс, брус между карлингсами.
 
Ледянка
Небольшая гребная лодка, распространенная на севере России для зверобойного промысла. Длина 5—7 м, грузоподъемность 1,5—2 т. Имела снизу полозья, обшитые листовым железом, для перетаскивания по льду на лямках.
 
Леер
Металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
 
Летучие паруса
Паруса, которые не входят в основную парусность судна. Ставятся в дополнение к основным парусам (например, лисели) чаще всего при слабых ветрах. За исключением лиселей, летучие паруса ставятся выше основных (иногда даже на флагштоках). У них более простой такелаж, чем у основных парусов: прямые летучие паруса часто не имеют топенантов и даже брасов. Поднимается и опускается такой парус обычно вместе с реем.
 
Летучий кливер
Дополнительный, вспомогательный парус, который поднимался на леере над другими кливерами перед фок-мачтой.
 
Либурна
названо по месту постройки — Либурийское побережье Адриатического моря
военное судно Древнего Рима, распространенное в III — I вв. до н. э. Имело острые обводы, водоизмещение до 80 т, до 30 пар весел, расположенных в 1—2 ряда. Л. была скопирована римлянами с греческой триеры (триремы), основным нововведением был шарнирно-закрепленный абордажный мостик (так называемый „ворон" от латинского corvus) с тяжелым остроконечным грузом на конце для сцепления с кораблем неприятеля и перехода на него. Л. послужила прототипом галеры. Длина около 30 м, ширина около 5 м, принимала на борт до 120 человек.
 
Ликовка
Работа по обшиванию шкаторины ликтросом.
 
Ликпаз
Полузакрытый жёлоб в рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса.
 
Ликтрос
Растительный или гибкий стальной трос, которым обшивают кромки парусов.
 
Линейный корабль - (линкор)
В парусном флоте конца XVII - середины XIX в. самый большой трехмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами. Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек.
 
Линек
Короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
 
Линь
Тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
 
Лисели
Дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах. Лисели бывают только на фок- и грот-мачтах.
 
Лисель-реек
Реек, к которому пришнуровывается лисель.
 
Лисель-спирты
Тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фок- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
 
Листер-бот
Открытое парусно-гребное рыбацкое судно, впервые появившееся на юго-западном побережье Норвегии (мыс Листер) и распространившееся затем на севере России. Предназначались Л.-Б. для лова рыбы сетями. Длина 10— 15 м, ширина 3,5—4,5 м, высота борта 1,5— 2 м. Деревянная обшивка выполнялась внакрой. Л.-Б. имели 5 банок, мачту со шпринтовым парусом, расположенную примерно на '/з длины корпуса от носа, и 2 кливера на коротком бушприте.
 
Лихтер
Судно, имевшее простое вооружение бизань-мачты, состоявшее из столбовой мачты, 1-2 стакселей и гафельного паруса с гиком или, что было чаще, без него.
 
Лицевая сторона паруса
У парусов лицевой стороной называется та, в которую дует ветер, то есть она обращена к корме. Речь идет, конечно, о прямых парусах. У косых парусов обе стороны бывают то на ветре, то под ветром, лицевую сторону и изнанку там не различить. Говорят просто: "левая сторона" и "правая сторона". В Морском словаре, который составлен В.Вахтиным и напечатан в конце девятнадцатого века, говорится, что у косых парусов лицевая сторона есть - это та, что обращена к правому борту. Но сейчас такое понятие устарело.
 
Лодья - (ладья)
Морское и речное парусно-весельное судно славян VI-XIII вв., приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство ладей прекращено в России в начале XVIII в.
 
Лонга-салинги
Два деревянных продольных бруса уложенные на чиксы, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами. Служат основой марса или салинга.
 
Лонжерон
(фр. longeron, от longer — идти вдоль) Основная несущая балка, идущая вдоль крыла в районе наибольших его толщин. Л. может быть ферменной или трубчатой конструкции.
 
Лопарь
Ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.
 
Лось-штаг
Один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.
 
Лот
(голл. - lood) Свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
 
Лотлинь
Специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.
 
Лоция
Описание морского водоема и руководство для плавания.
 
Лоцман
(голл. - loodsman) Лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д.
 
Льяло
Углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.
 
Люверс
Круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.
 
Люгер
Небольшое трехмачтовое с рейковыми парусами военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10 – 16 пушек. Передняя мачта стояла на месте соединения киля с форштевнем. Грот-мачта, находившаяся в середине судна, была очень сильно наклонена назад. Третью мачту ставили на корме, и гик выдавался за неё. Бушприт был поставлен почти горизонтально. Применялись во Франции для посыльной службы. Люгеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды.
 
Люгерное парусное вооружение
Главный парус на них ставится четырехугольный. Сверху он держится на рейке, потому что его один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее. Нижний край шкаторины паруса пришнуровывается к гику.
 
Люк
(гол. luik.) Отверстие в палубе судна для прохода людей (сходный Л.), доступа в твиндеки и трюм при грузовых операциях (грузовой Л.), освещения подпалубных помещений (световой Л.). Л. герметически задраивается люковым закрытием (ЛЗ). На верхних открытых палубах по краю выреза Л. устанавливается комингс
 

- А -  - Б -  - В -  - Г -  - Д -  - Е -  - Ж -  - З -  - И -  - К -  - Л -  - М -  - Н -  - О -  - П -  - Р -  - С -  - Т -  - У -  - Ф -  - Х -  - Ч -  - Ш -  - Э -  - Ю -  - Я - 

 




Rambler's Top100

Copyright Ships On Desk © 2024
Форма входа
Поиск
Популярное в блоге
Ставим паруса (0)
San Francisco II (Artesania Latina) - Подставка (4)
Опилки (0)
Русские любят арбуз (0)
iPad, iPhone - Knot Guide - Учимся вязать узлы (0)
Постройка модели HMS VICTORY (Artesania Latina) - 47 обзор. Вооружаемся. (2)
Постройка модели HMS VICTORY (Artesania Latina) - 17 обзор. Маленький, но очень важный (2)
Постройка модели HMS VICTORY (Artesania Latina) - 23 обзор. Обшивка бортов, верхняя часть - Заключительный обзор (0)
Популярные статьи
Лайонс, Эдмунд (0)
Бутаков, Григорий Иванович (0)
Гейден, Логин Петрович (0)
Рибас, Осип Михайлович (0)
Дэвид Глазго Фаррагут (0)
Аркас, Николай Андреевич (0)
Фемистокл (0)
Пираты в российской истории (0)
Друзья

В гостях у Ксандры
Модельный мир
Serikoff Ship Models

...
Статистика
Реклама